Взаимодействие логопеда с семьей ребенка онр. «Технология взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта

Главная / Красота

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. В связи с этим актуальным становится: 1.взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры 2. улучшение результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче). .

3 слайд

Описание слайда:

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия для развития и воспитания детей; Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми: Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Работа с родителями включает в себя: Формы работы словесные, наглядные и практические. Словесные формы работы: Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др. Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.). Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания, но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

7 слайд

Описание слайда:

Коллективные формы работы: Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь своей группы, активно включиться в процесс воспитания детей. Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Фронтальные открытые занятия – полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Речевые праздники. «Дни открытых дверей».

8 слайд

Описание слайда:

Наглядные формы работы: Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме, знакомит с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения. Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

9 слайд

Описание слайда:

Практические формы работы: Открытые занятия Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком. Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

10 слайд

Описание слайда:

«Для чего нужны занятия с логопедом» Родители не всегда слышат все дефекты в речи своего ребенка Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе Если не исправить произношение до школы, то потом, это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается писать Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так!

11 слайд

Описание слайда:

Анкета для родителей. Уважаемые родители! Ваш ребёнок поступил в логопедическую группу. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы: 1. Читаете ли ВЫ ребёнку книги?__________________________________ 2. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?_____________________________________________________ 3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то эффективность занятий.________________________________________ 4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?__________________________________________________ 5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?___________________________________ 6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?_________________________________________________ 7. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях? _____________________________________________________________ 8. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными? а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) совместные занятия и праздники; г) индивидуальные беседы и консультации; д) газета; ж) логопедическая игротека; з) ваши предложения____________________________________________________ 9. В каких формах работы Вы хотели бы принять участие?______________________________________________ 10. Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?_________________________________________________________________________________________ 11. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________ 12. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка? а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями. 13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка? а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое_______________________________________

12 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Речевая азбука для родителей» Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса, интонационная выразительность. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; побуждайте ребенка отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Что делает?

13 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Развитие артикуляционного аппарата» Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

14 слайд

Описание слайда:

Артикуляционная гимнастики «ОКОШЕЧКО» - широко открыть(закрыть) рот- 10 раз. «НАДУТЬ ДВА ШАРИКА» - надувать щеки и удерживать в них воздух. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую по 10 раз. «КАЧЕЛИ»- рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, затем к подбородку- 10 раз. « МАЯТНИК»- рот открыт, кончиком языка тянуться к левому (правому) уху- 10 раз. «УЛЫБКА - ПОЦЕЛУЙ»- удерживание губ в улыбке (губы сильно растянуть). Зубы не видны. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед длинной трубочкой. Чередовать имитацию этих действий-10 раз. «МАЛЯР»- рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба и возвращаемся обратно, не отрывая- 30-60 секунд. «ЛОШАДКА»- щелкни языком- 30-60 секунд. «ГРИБОК»- « присосать язык», как перед щелчком. Удерживать при максимально открытой ротовой полости - 30-60 секунд. «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе- 30-60 секунд. «Непослушный язычок» - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

15 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей тема: «Пальцы помогают говорить» Благоприятным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте важно развивать мелкую моторику рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Для развития мелкой моторики рук детям дошкольного возраста можно предложить: Средства для развития мелкой моторики: Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Куклы. Вода. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка

16 слайд

Описание слайда:

Игры для развития мелкой моторики Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Что мы делаем с пластилином? -Мнем и отщипываем. -Надавливаем и размазываем. -Скатываем шарики, раскатываем колбаски. -Режем на кусочки. -Лепим картинки. Игры с бумагой Бумагу можно мять, складывать, рвать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

17 слайд

Описание слайда:

Игры на развитие мелкой моторики для детей Игры с пуговицами -Заполните просторную коробку пуговицами. - Опустите руки в коробку. - Поводите ладонями по поверхности. -Перетирайте пуговицы между ладонями. - Пересыпайте их из ладошки в ладошку. - Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую. - Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. - Протяните шнурок через отверстия в пуговице. - Нарядите ёлку. Игры с крупой, бусами Игры с куклами Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки. Игры с природным материалом Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

18 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда по развитию речи 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. 3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.» 4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 5. Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

(Из опыта работы)

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя – логопеда ДОО - работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Родители – первые педагоги. С этим утверждением нельзя не согласиться. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главные воспитатели дошкольников – родители. Именно они помогают детям делать первые шаги.

Родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками и умениями и педагогическими знаниями. Они испытывают сложности от того, что в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий дома с детьми.

Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционно – педагогическом процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, создавать условия для речевой активности ребенка, распространять логопедические знания в среде родителей. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть проблему ребенка и убедит в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители грамотно занимались с детьми, а для этого необходимо иметь определенный запас знаний, умений.

При работе с родителями я использовала различные виды работы. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки...) оказались не совсем удобными для родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Также не хватает времени и на индивидуальные консультации со специалистами. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями, помочь им вникнуть в суть работы логопедической группы, научить их помогать детям выполнять домашние задания, разучивать правильно артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки, работать над связной речью.

Родителям трудно самостоятельно подобрать литературу по этим вопросам (в продаже ее слишком много теперь, трудно сориентироваться).

Изучая различную литературу в журнале «Логопед», я нашла статью «Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями». Опыт работы педагогов детского сада я перенесла в логопедическую группу и решила использовать в своей работе. Я подобрала материал по темам, который считала необходимым довести до родителей, дети которых начали посещать логопедическую группу. Это:

- «Сказки о Веселом Язычке»;

- «Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков» (Как скучное сделать интересным);

- «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» ... и т. д.

Я распечатала по 5 мини – журналов на каждую тему и, в течение 2,5 месяцев (октябрь – декабрь), посылала их родителям вместе с тетрадями для домашних заданий. Когда все родители прочитали это, некоторые даже перепечатывали для себя, я провела анкетирование, где задала ряд вопросов о нужности такого вида работы. Все родители единогласно выразили одобрение, и, даже, благодарность. Работу по издательской деятельности веду уже более пяти лет.

Еще один вид работы с родителями я веду несколько лет.

У детей с ОНР недостаточно развита связная речь, бедный словарный запас, снижено внимание, работоспособность, память. Все это ведет к затруднению при составлении рассказов, пересказов, запоминанию их.

Рассказы детей с ОНР недостаточно полны, развернуты, непоследовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Рассказы

этих детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные изложения, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное

рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Если мы на занятии занимались пересказом, то на следующий день многие дети забывали, о чем говорили на занятии. Поэтому я стала выставлять в приемной планшет «Вспомни и расскажи дома», где указаны цели этого вида работы и размещается текст рассказа, который пересказывали на занятии. Цели: 1. Развитие связной речи и памяти. 2. Дома ребенок должен вспомнить и рассказать рассказ, который рассказывали в детском саду на занятии.

Обычно, в начале занятия, как положено, даю установку: «Слушайте внимательно, запоминайте, а дома расскажите рассказ маме, бабушке...».

Родителям в тетради для домашних заданий пишу задание: «Вспомнить и рассказать рассказ..., который рассказывали на занятии». Первое время прошу родителей записывать рассказ за ребенком так, как он говорит, не исправлять его. При повторном пересказывании проводится работа над ошибками.

Таким образом, и я, и родители получили возможность проверить, как дети запоминают текст, как пересказывают, строят предложения, выражают свои мысли.

Каждую пятницу, утром, я выставляю планшет с текстом рассказа, чтобы родители заранее познакомились с содержанием. Они записывают или фотографируют текст.

Настрой детей на внимательное прослушивание, предложение рассказать рассказ дома, требования родителей быть внимательными и все хорошо запоминать привели к положительным результатам. Дети стараются запоминать и хорошо рассказать дома. Воспитывается чувство ответственности. Родители всегда в курсе того, чем мы занимаемся на занятии по развитию связной речи, имеют возможность помочь ребенку научиться правильно выражать свои мысли при пересказе. Таким образом, родители включаются в коррекционную работу.

Этот вид работы, моя исследовательская работа по «издательской деятельности» в логопедической группе показывают, что мы, логопеды и педагоги должны идти навстречу родителям, помогать получать нужную информацию по обучению и воспитанию детей. А это, в свою очередь, ведет к тому, что родители будут больше общаться, заниматься с детьми.

Литература.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001.
  2. Иванова М.А. Соколова С.А. Досуг для детей и родителей. Ж. «Логопед», №1 2015.
  3. Морозова Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», №7 2015.

С детьми в условиях логопункта».

Учитель-логопед

МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Поэтому основными помощниками логопеда в коррекционной работе с детьми могут стать родители. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической работе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.


Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы, осуществляемой на логопедическом пункте МОУ детского сада № 90, является привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В связи с этим, нами были систематизированы и разработаны комплексные мероприятия, способствующие повышению эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков у детей.

Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями нам позволяет:

    Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического обследования. Изучение семьи ребенка с помощью бесед, опросов, анкетирования. Составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с родителями. Разработка и использование домашних заданий (включение родителей в активное взаимодействие с ребенком дома). Использование различных форм работы с родителями (коллективных, наглядных, индивидуальных) с целью усиления просветительского аспекта работы логопеда и повышения педагогической компетентности родителей. Анализ результатов коррекционного обучения.

Система «логопед-родитель-ребенок» будет успешно функционировать в том случае, если между педагогом и родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся на доверии и доброжелательности. И, конечно, педагог не должен забывать об общей культуре , педагогическом такте, о ранимости родительских чувств. Педагог, обладая знаниями возрастных особенностей детей и содержанием образовательно-воспитательных задач на каждом этапе развития, в ходе взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить их педагогическую компетентность и вооружить необходимыми практическими навыками для решения насущных задач.

Учебный год для логопеда логопедического пункта начинается, когда ребёнок зачислен на логопедические занятия: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье, и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.

Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.

На основании полученной информации о речевом уровне детей, их родителях были определены основные направления коррекционной работы с ними.

По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.

Непрерывная связь с родителями в коррекционно-логопедическом процессе осуществляется нами с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: игра «Счастливый случай», КВН. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.


Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно мною используется

– подгрупповые открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем можно привлекать родителей к участию в занятиях вместе с детьми. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они становятся равноправными участниками. Они обучаются приемам и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы, очень полезны для развития коммуникативных умений и навыков детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы учитываются при планировании работы с семьёй.

Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр – индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является

Тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно, поэтому, используя разнообразные формы наглядности: речевой уголок, экран звукопроизношения, папки-передвижки, компьютерные презентации, видеотека, повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Исходя из выделенных направлений работы, был разработан универсальный вариант перспективного планирования.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на год


Сентябрь

Анкетирование и опросы

Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Адекватность родительской оценки детских возможностей.

Изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе.

В течение года

Индивидуальные беседы, консультирование

Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке. Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с ФФНР и ФНР, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье. По запросам родителей.

Сентябрь

Сочинение родителей «Какой мой ребёнок».

Помочь родителям определить, знают ли они главные достоинства и недостатки детей.


Родительские собрания

«Будем знакомы»

Игра «Счастливый случай».

Круглый стол «Скоро в школу».

Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ФФНР и ФНР»; с организацией совместной работы в течение года.

Итоги работы за 1-е полугодие; оценить роль семьи в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка.

Подвести итоги работы за учебный год;

«День открытых дверей»

Познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

В течение года

Домашние логопедические задания


Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков.

В течение года

Совместное с ребёнком оформление пособий «Моя азбука», «Копилка слов»,

«Мои звуки».

Закрепление и обогащение словаря, связной речи, представлений ребёнка; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе.

В течение года

«Библиотека

игр и упражнений»

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

«Уроки для родителей»

Индивид. практикум

«Работа по развитию дыхания»; «Общие артик.. упражнения»;

«Работа над звукопроизношением».

«Развитие мелкой моторики рук».

«Звук «С».

Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие слухового внимания».

«Звук «ЛЬ». Спец.

артикуляц. упражнения»

«Звук «Л». Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие речевого слуха».

«Звук «Ш». Спец. артикуляц. упраж».

«Развитие тического слуха». «Звук «Р». Спец. артикуляц. упражнения».

Работа над интонационной выразительностью».

«Как учить буквам»

Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации.

Познакомить родителей с артикуляц. гимнастикой, дать рекомендации по выполнению, отметить значимость артикуляц. упражнений.

Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать перечень игр по развитию слухового внимания.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых артикуляц. упражнений.

Познакомить родителей с работой над дыханием и предложить упражнения, чистоговорки для развития высоты, силы, тембра голоса.

Научить взрослых играм, которые способствуют развитию речевого слуха. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятие – фонематический слух, научить играм. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятия об интонационной выразительности речи, рекомендации по заучиванию стихотворений.

Семинары – практикумы, консультации

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль семьи в воспитании ребёнка с ФФНР»

«Развитие фразовой речи в игре».

«Учим детей рассказывать».

Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Научить родителей закреплять у детей полученные навыки по составлению связных монологических высказываний.

В течение года

«Книга в нашей семье»: обмен книжным фондом.

Развивать педагогическую грамотность родителей.

Прививать детям любовь к книге. Организация тематических выставок.

В течение года

Открытые просмотры занятий. Речевые праздники.

«Дружная семья»- занятие.

«В весеннем лесу» - занятие.

Праздник «Сказочная ярмарка».

По запросам родителей, приглашению логопеда.

Показать приём обучения детей образованию относительных прилагательных с чередованием звуков в корне; учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи.

Закрепить умение делить слова на слоги, выделять первый звук из слов; использовать в семье предложенные игры.

Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.


Тематика различных видов работы может варьироваться и зависит от конкретных запросов и пожеланий самих родителей.

Проведенный в конце года анализ результатов коррекционного обучения показал: исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом; педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась; отношения между родителями и детьми стали более конструктивными. Включившись в реальное сотрудничество и установив партнёрские отношения с логопедом, родители оказались готовы к содержательному общению. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило комплексный подход к коррекционно-образовательному процессу. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

Литература.

Воронов воспитания. – М.: Школьная пресса, 2000. , «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания». – Волгоград: «Панорама»,2006. , Кудрявцева сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Ефименкова речи у дошкольников. - М.,1985. аботать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. , Туманова с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000. Разумовская логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2006/2007.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, освещены в работах Т.Г. Богдановой, В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Р. Шарипова, А.Г. Московской. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогическом процессе важно для развития их собственных детей. Проблемы специальной помощи семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями, не нашли пока широкого освящения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н.И. Белопольской и В.В. Ткачёвой, определивших принципиальные подходы к организации и содержанию совместной работе педагогов и родителей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Таким образом модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легко в основу работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

групповые родительские собрания – помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;
консультации, семинары – мы стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.

К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий. Например, из материалов выставки “Как пальчики язычку помогали” с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями, можно изучать, как родители распорядились информацией по теме “Развитие мелкой моторики”.

– Открытые занятия родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– Информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда. Наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.

Периодически мы подготавливаем для информации прайс-листы, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы, наполняющих рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”, опросник “Сведения о ребёнке”. Памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция), “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода), “Берегите нашу елочку!”.

Большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контроль, доверительные отношения, донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

Весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении “Книжкиной недели” родители помогали детям оформить и сочинить книгу-самоделку. Затем в группе была организованна выставка этих творческих работ. На выставку были приглашены воспитатели и дети из других групп, вечером приглашались родители. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы и рассказывали – “читали” книжки. Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Воспитатели подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители оформляют их в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Литература:

  1. Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11.
  3. Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.
  4. Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
  5. Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.

© 2024 vanillataste.ru -- Женский портал - Ваниль